Созданная в школе система работы с обучающимися и родителями предусматривает начало профессионального самоопределения уже в начальной школе, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей среды для учащихся. Профориентационная работа основана на постоянном взаимодействии администрации, классных руководителей, психолога с детьми и их родителями.
Работа по профориентации в 2019-2020 учебном году велась на всех этапах образования.
На начальном этапе происходит знакомство с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, устные журналы, встречи с интересными людьми, предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории.
Для обучающихся 5-7 классов профориентационная работа находит свое продолжение через профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия. Это позволяет учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире.
Работа предусматривает целенаправленную профориентационную работу среди учащихся 8-9 классов. Ребята изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности: сотрудник внутренних дел, спасатель, работник МЧС, здравоохранения, образования.
Для обучающихся среднего основного образования используются различные формы работы: беседы, информирование о способах получения желаемого образования, экскурсии на предприятия, дни открытых дверей, встречи со специалистами, участие в конкурсах.
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности обучающихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). Традиционно сформировалась своеобразная технология предпрофильной ориентации в 8-9 классах. Диагностика познавательных интересов и профессиональной направленности велась в течение учебного года по плану, составленному психологом школы. Данная работа проводилась классными руководителями совместно с психологом, социальным педагогом и организатором воспитательной работы.
Использовались методики:
1. Анкетирование по изучению профильных и профессиональных намерений (сентябрь)
2. Анкетирование «Мои профессиональные намерения» (март).
Проведенные диагностики, анкетирование обучающихся показали, что все выпускники выбрали свое профессиональное направление, что свидетельствует об эффективности и важности профориентационной работы в школе.
Основными направлениями профориентационной работы с обучающимися в школе являются:
- Профессиональная информация.
- Профессиональная консультация.
Эти направления включали в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
В 2019-2020 учебном году выпускники были участниками проекта «Билет в будущее», В рамках проведения профориентационных недель оформлялись информационные стенды, где для обучающимся начальной школы была представлена информация в доступной и наглядной форме о разнообразии профессий «Все профессии важны, все профессии нужны». А в основной школе – «Профессиональный компас», «Куда пойти учиться». В ноябре состоялась встреча со студентами КГСА.
Учащиеся принимали участие в Международном конкуре детского и юношеского творчества «Роза ветров, 2019», участвовали в открытых уроках Проектория. Ребята узнали о новых технологиях, познакомились с современными профессиями.
Цель уроков: Знакомство обучающихся 8–11-х классов с передовыми индустриями и перспективными профессиями, достижениями отечественной науки и экономики.
- 05 сентября 2019 г. на тему « Я помню»
- 26 сентября 2019 г. на тему «Спасатели»
- 17 октября 2019 г. на тему «Как создается хайп?»
- 05 декабря 2019 г. на тему «Кто у руля?»
- 13 февраля тема урока «Кино»
- 27 февраля тема урока «Энергетика»
- 05 марта тема урока «Инженерные профессии»
- 19 марта тема урока «Люди, которые меняют мир»
- 09 апреля тема урока «Музыка»
- 23 апреля тема урока «Победа в Великой Отечественной войне»
В организации профориентационной деятельности с обучающимися используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные педагогические технологии. Профориентация в школе – ключ к успеху детей в будущем!